В погоне за собственной тенью

 

 

Государству никак не дают покоя неучтенные "теневые" денежки. Что вполне понятно. Ведь по различным оценкам теневая экономика на сегодня вряд ли уступает по размерам легальной. И если удастся вывести значительную часть этих денег из тени, соответственно возрастут доходы бюджета. А уж куда потратить полученные деньги - не вопрос.

 

Если принимать во внимание объемы теневой экономики в Украине, то слухи об экономическом спаде в Украине в 1990-1999 годах сильно преувеличены. Так, по официальной статистике, ВВП Украины на сегодня составляет примерно 1/3 от ВВП 1990 года. Однако если учитывать рост теневой экономики за этот период, то нынешний ВВП составляет примерно 2/3 от ВВП 1990 года. Можно говорить о замещении легального национального продукта теневым и уходе в тень значительной части экономики.

"Уши" теневой экономики торчат сегодня отовсюду. Стоит только внимательно присмотреться. Например, потребление электроэнергии упало сегодня по сравнению с 1990 годом примерно на 1/3. Если учесть, что сегодня в отличие от начала 90-х электроэнергия - вещь дорогая, то такое малое снижение говорит скорее не об увеличении энергоемкости производства, а об увеличении производства с помощью этой энергии неучтенного товара. Кроме того, здесь стоит вспомнить о постоянном росте монетарного агрегата "гривна вне банковской системы" и постоянном увеличении количества наличных долларов, которые крупные банки ввозят из стран ЕС и США. Значительная часть этих денег работает в теневой экономике. Кроме того, значительная часть денег была попросту вывезена из страны.

Очевидно, что значительному росту теневого капитала в начале 90-х способствовала неразбериха в государственном управлении: с одной стороны, было достаточно просто перевести деньги в тень и оставаться работать в тени, а с другой - трудно вести деятельность по всем правилам, которые диктовало государство.

Нелегальная торговля, давальческие схемы, использование бартера, "фиктивные" фирмы, контрабанда, трастовые общества, производство товаров и услуг без уплаты налогов - количество возможных инструментов для быстрого получения теневых денег было просто огромным. "Дырявое" законодательство того времени позволяло сравнительно легко обналичить полученные деньги или переводить их за границу.

Когда же бреши в законодательстве были в значительной степени закрыты, и контролирующие органы разобрались с такими способами быстро зарабатывать деньги, на смену им пришли более современные методы, используемые и поныне. Это, во-первых, занижение или возмещение НДС при экспорте товаров, во-вторых, операции с использованием оффшорных компаний, в-третьих, схемы по обналичке денег. Все их автор подробно освещал на страницах "BUSINESS TIMES UKRAINE" в январе-феврале текущего года, поэтому сейчас не будем на них останавливаться.

Сегодня значительная часть денег, покинувших Украину в начале 90-х, уже вернулась в страну. Для этого были созданы различного рода совместные предприятия, инвестиционные фонды и иностранные компании. Естественно, эти структуры контролируются гражданами Украины, собственниками вывезенных денег.

Отметим также тот факт, что Кипр с начала 90-х входит в десятку стран, крупнейших инвесторов Украины, а также является одной из наиболее популярных у украинских предпринимателей оффшорных зон. Сейчас ГНА выступает за денонсацию Соглашения с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения, что должно снизить значение Кипра как оффшора для Украины.

Вывезенный капитал стремится принять активное участие в приватизации. А государство разрабатывает меры "по недопущению к приватизации компаний из оффшорных зон".

Все эти годы государство не покидала мечта вернуть деньги, выпавшие из легального оборота. Причем для этого, как правило, применялось просто силовое давление и увеличение контроля со стороны государственных служб. Так, в 1993 году, перед введением обязательной процедуры декларирования валютных средств субъектам предпринимательской деятельности было предложено "безнаказанно" задекларировать свои сбережения за границей. Желающих не нашлось.

Следующий этап борьбы за возвращение денег пришелся на 1996 год, когда правительство Лазаренко приняло программу, предусматривавшую проведение амнистии вывезенных капиталов. В программе не предусматривались никаких гарантий для задекларировавших свои капиталы. Естественно, такая программа не нашла отклика у предпринимателей.

В 1999 году кандидат в президенты Украины Евгений Марчук не раз говорил о том что "есть технологии, благодаря которым можно достаточно быстро вернуть в Украину 10 млрд. долл." (программа "Эпицентр", канал 1+1). Что конкретно имел в виду Евгений Кириллович сегодня до сих пор остается неизвестным. Возможно, его мысли легли в основу Указа президента "О разовой легализации доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги" от 31 марта 2000 года, который закончился грандиозным пшиком - предприниматели попросту не поверили. Да и верить, по сути, было нечему: документ не сопровождался либерализацией налогового и уголовного законодательства. Поэтому в очередной раз легализации теневых капиталов не произошло.

Сегодня тема легализации теневых капиталов в очередной раз становится актуальной: в Верховную Раду поступило два законопроекта. Первый - "О налоговой амнистии", разработанный народным депутатом Сергеем Терехиным, второй - президентский "О легализации доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды".

Президентский законопроект не представляет собой ничего нового: предпринимателям предлагается задекларировать скрытые от налогообложения доходы и уплатить с них 10% налогов. Как и предыдущий президентский указ "О разовой легализации…" этот документ не предусматривает снижения инвестиционных рисков в стране и гарантий лицам, которые задекларировали свои доходы. Для предпринимателей такой проект в очередной раз не представляет никакого интереса.

Проект Сергея Терехина, рекомендованный к принятию Финансово-банковским комитетом Верховной Рады, может иметь большое значение для легализации, но только в том случае, если в результате трех чтений не будет значительно искажен. А серьезные подозрения на этот счет имеются.

Вопросы проведения налоговой амнистии попадают в сферу интересов различных политических групп и кланов. Так, представители различных контролирующих органов заинтересованы в увеличении своих полномочий "под борьбу с теневой экономикой". Обычно их предложения как раз и сводятся к ужесточению контроля и расширении своей сферы влияния на реальный сектор экономики. Так что государственные чиновники, представляющие ГНАУ, МВД и СБУ вряд ли заинтересованы в "нормально" проведенной легализации, результатом которой может стать либерализация налогового и уголовного законодательства, уменьшение количества правонарушений в сфере экономики и, как следствие, уменьшение роли тех самых контролирующих органов. Так что подобные структуры будут выступать за старые добрые методы, хорошо зарекомендовавшие себя в течение девяностых и так ненавистные предпринимателям.

Крупные финансово-промышленные группировки, имеющие значительное влияние на парламент тоже не заинтересованы в масштабной амнистии. Они "написали" существующее экономическое законодательство, оставив для себя налоговые "форточки" и совсем не заинтересованы сегодня в изменениях так тщательно налаженного механизма.

В декларативной легализации (например, как предусматривает президентский законопроект) могут быть заинтересованы собственники криминального капитала, получившие его от торговли наркотиками, краж и др. криминальных преступлений, которые хотят отмыть свои деньги.

Есть, наконец, политики, которых интересует их популярность среди избирателей. Они будут голосовать за то решение, которое принесет им большие политические дивиденды, что далеко не всегда соответствует Национальным интересам.

А где же предприниматели, имеющие теневые капиталы? Их сегодня практически не слышно. Это вполне понятно: сейчас не время "светиться". Предпринимателей может заинтересовать бизнес "по-светлому" только в тех случаях, когда будет менее затратно платить налоги, чем выстраивать схемы и платить взятки гос. чиновникам. А пока значительная часть предпринимателей не верит в быстрые изменения в этом вопросе.

Принимая во внимание вышеизложенное, дебаты по вопросам амнистии теневых капиталов в Парламенте обещают быть очень жаркими.

Hosted by uCoz